Смысл жизни: "Запоминать легко"

Приветствую Вас, друзья, в нашей постоянной рубрике «Смысл жизни». Этот самый смысл мы с Вами пока не нашли, возможно – он и заключается в вечном поиске, но это вопрос непростой и неоднозначный. Сегодня же мы с Вами обсудим одну более конкретную тему в рамках «копания» в себе и, конечно же, улучшения своей жизни.

 

18-life-1Без длительного предисловия перехожу к нашей сегодняшней теме. Хорошая память явно не бывает лишней. И даже если мы иногда утверждаем, что хотели бы что-то забыть из своего прошлого, то речь явно идёт о том, что мы хотим что-то определённое забыть, а не о том, что не хотим уметь запоминать нужное. Сегодня мы как раз поговорим о том, каким образом нам научиться запоминать информацию.

 

Запоминание – это процесс, подчиняющийся законам, по которым работает наш мозг, а именно та часть, которая отвечает за память. Поэтому, логично рассматривать способы запоминания исходя из законов памяти. Итак.

 

1. Осмысление. Чем больше мы понимаем (читай – пропускаем через себя) информацию, тем больше у нас шансов её запомнить. Вряд ли статья, которую мы бегло просмотрели в потоке новостной ленты ВК, отложится у нас в памяти надолго. Другое же дело, если мы увидим в этой статьей что-то интересное для себя, близкое нам, что ассоциируется у нас с какими-то жизненными ситуациями из нашего опыта.

 

И сразу же приём для запоминания. Например, Вам необходимо запомнить материал лекции, параграф учебника или какую-то информацию, которой хотите впоследствии поделиться с окружающими. Прочитав название, попробуйте предположить, о чём эта статья, после чего принимайтесь за чтение. В процессе ознакомления с материалом Вы будете не просто узнавать новое, а сравнивать его с тем, что уже «сидит» в Вашей фантазии, таким образом, информация не просто «влетит в одно ухо» (или в глаз), а оставит свой след в Вашей памяти.

 

18-life-22. Интерес (желание). Не верю я, и Вы не верьте, когда кто-то утверждает, что никак не может запомнить определённую информацию. Если человеку интересно, то эта информация непременно останется в его памяти. Если же нет, то максимум, что он сможет, так это «зазубрить» её, то есть поместить в кратковременную память, где она, как Вы понимаете, пролежит недолго.

 

Приём. Конечно, бывает, что нам нужно запомнить то, что абсолютно нам неинтересно. Но мы же – взрослые люди, и можем «обмануть» себя, убедив, что эта информация нам не просто нужна в голове, но и интересна. Нет, не стоит 100 раз повторять мантру «я хочу узнать это», стоит просто взглянуть на скучную, сложную или кажущуюся ненужной информацию с другой стороны. Цитата с лекции одного преподавателя: «Вы думаете, Вам это в жизни никогда не пригодится? А представьте, что Вы стоите на улице, к Вам подходит симпатичная девушка и спрашивает…законы Ома, а Вы…так что учите».

 

3. Группировка. В среднем человек запоминает от 5 до 9 элементов, что доказано научными исследованиями. Кстати, статистика говорит о том, что, например, в США люди в среднем запоминают всего 5 элементов, но опустим этот момент. Что же делать, если Вам нужно запомнить, к примеру, 15 статей Уголовного кодекса? А если 50, 100? Правильно – группировать! Можно же сгруппировать 50 статей в 7 групп по 7-8 элементов. И дальше уже загружать в свою память информацию не хаотически, а структурировано.

 

18-life-34. Эмоции. Большинство людей запоминают не события, а эмоции, которыми сопровождались те или иные события. Проводился эксперимент: студент учил необходимый материал, при этом жевал Orbit (а, может, и Dirol, история об этом умалчивает). Когда ему необходимо было отвечать по изученному материалу, он снова начал жевать Orbit, его мозг вспомнил эмоции при изучении, и в памяти всплыла нужная информация.

 

Это не значит, что Вам обязательно пользоваться жевательной резинкой, чтобы запомнить материал. Это всего лишь частный пример. Но если Вы «загрузите» в свой мозг не сухой пласт информации, а сопроводите его эмоциональной нагрузкой – впечатления, оценка, и так далее, то информация «уляжется» там значительно комфортнее.

 

5. Последовательность впечатлений. Если Вам необходимо вспомнить, что говорил Вам коллега, подойдя во время обеденного перерыва, но Вам никак не удаётся это сделать, воспользуйтесь следующим способом. Вспомните, что Вы делали с утра, куда ходили, с кем разговаривали, в общем – все свои действия по порядку, и так до того момента, который Вы хотите вспомнить. И очень вероятно, что Ваш мозг выстроит цепочку воспоминаний в последовательности и даст Вам ответ, позволив вспомнить желаемое. Кстати, можно вспоминать и в обратном направлении – от сейчас и в прошлое.

 

18-life-46. Одновременные впечатления. Вы помните, что присутствовали на планёрке и даже слушали, что там обсуждалось, но суть обсуждаемого вспомнить не можете. Что же делать? Воспользуйтесь следующим способом: вспомните обстановку – где сидели Вы, кто сидел рядом с Вами, где располагался оратор, слова которого Вы пытаетесь вспомнить, и так далее. Вспомнив смежные эмоции, испытываемые Вами параллельно в тот момент, Вы можете вспомнить желаемое.

 

7. И ещё один момент – готовность к запоминанию. Если у Вас вчера был хороший вечер, а с утра болит голова, то вряд ли Вы сможете сейчас убедить себя в том, что надо запомнить какую-то информацию. Поэтому, для запоминания необходимо готовить свой организм, как физически, так и «морально», например, освободив свой мозг (и кратковременную память в частности) от различных навязчивых мыслей. Погрузитесь как можно глубже в свою задачу, и она Вам дастся значительно легче.

 

Итак, три способа запоминания:

 

- рациональный: структурируете материал, определяете последовательность запоминания, готовите свой мозг и приступаете к делу;

 

- эмоциональный: «убеждаете» себя в том, что Вам эта информация интересна, что Вы хотите её узнать, и просто удовлетворяете своё желание, при этом активно используете своё правое полушарие – образы, впечатления, сопоставление с ситуациями из своего опыта;

 

- «зазубривание» - способ механического заучивания информации, когда Вы просто загружаете (обычно, путём многократного повторения) материал в свою кратковременную память для того, чтобы через время его воспроизвести.

 

Теория – это хорошо, но сейчас расскажу Вам, как учил я. У меня два высших образования, поэтому учить, как Вы понимаете, приходилось немало. Та и кроме ВУЗов хватает мест и задач, где нужно что-то запомнить, порой – и большие объёмы.

 

Я всегда пользуюсь методом ассоциаций, конечно же, с добавлением эмоциональной окраски. Эмоции, образы, ассоциации – вот три кита, на которых я строю свой алгоритм запоминания. И плюс, конечно, метод осмысления, когда я не просто «зазубриваю» материал, а разбираюсь в нём, а потом уже «своими словами» «кладу его себе в мозг». Если объёмы запоминаемого большие, то делю на блоки примерно по 7 элементов и тогда уже запоминаю. А какими методами пользуетесь Вы? Ждём Ваших комментариев!

 

И ещё один небольшой факт о памяти: хорошо запоминается незаконченное, потому что…

(c) kilav

 
Читайте также в рубрике «Смысл жизни»: «Секрет успеха»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • NURE Open Air. Ніч кіно | 30 червня